Начало прошлого года ознаменовалось многочисленными прогнозами экономистов касательно роста стоимости золота вплоть до психологического уровня в две тысячи долларов за унцию. Все предположения в первую очередь строились на нестабильном восстановлении мировой экономики и желании инвесторов спрятаться в «тихой гавани» «защитных» активов.
Состояние рынка основного драгоценного металла за минувший год хорошо характеризуется одним словом – волатильность. Нестабильность присутствовала повсеместно – это и вспыхнувший с новой силой европейский долговой кризис, и полемика вокруг повышения потолка госдолга Штатов, и политическая «весна» в арабских странах. Инвесторы в панике метались с одной крайности в другую, не зная что выбрать, как более защищенный актив – американские treasuries, швейцарская валюта, доллар или желтый металл. Возможно, именно из-за этой конкуренции между относительно стабильными активами, сдерживалось увеличение цен на золото.
И как следствие, последнему не удалось пробить очередной порог в 2000 долларов, несмотря на неоднократные обновления исторических максимумов стоимости на протяжении всего года. В начале сентября такой рекорд составлял 1 923,1 единиц национальной валюты США. После этого произошло падение цен почти на 15 процентных пунктов, а на протяжении декабря золото упало еще на 8 процентов. Эта волатильность тем более кажется странной, поскольку желтый металл всегда был эталоном стабильности на сырьевом рынке.
Еще одним фактором колебаний цен эксперты называют собственно поведение самих инвесторов. Кроме всего прочего на финансовых рынках остро ощущалась нехватка ликвидных средств, что заставляло как частных, так и государственных игроков выставлять на продажу свои золотые запасы.
Европейский центральный банк долго придерживался категоричной позиции в вопросе подкрепления денежно-кредитной системы Европы некоторым количеством ликвидности, надеясь на европейских политических лидеров. Однако последние события свидетельствую о том, что долгожданный свет в конце туннеля придётся ждать еще очень долго. Таким образом, можно рассчитывать на то, что ЕЦБ последует примеру Федеральной резервной системы и развернет программу «количественного стимулирования». Это будет сигналом для государственных деятелей стран-лидеров еврозоны, поскольку это последний действенный инструмент в арсенале Европейского Центробанка.
Под воздействием реализации данного сценария рынок драгоценного металла будет развиваться в рамках двух дополнительных условий. Во-первых, довольно крупные участники рынка в лице банковских учреждений смогут отложить свои планы по реализации золотых портфелей при наличии дополнительного финансирования от ЕЦБ. Во-вторых, любой сигнал инвесторам о беспомощности главного банка еврозоны спровоцирует волну бегств в сторону «защитных» активов, что означает приток денег, в том числе в золото.
Таким образом, барьер в 2000 долларов золото возьмет еще в этом году, если в Европе не найдут выхода из сложившейся ситуации. Даже в случае благоприятного исхода событий тенденция золота к росту никуда не исчезнет, а будет сохраняться, как и на протяжении последних десяти лет.
В тоже время часть участников инвестиционного рынка уверенна, что драгоценный металл не в состоянии сделать марш-бросок по ценовой лестнице в 400 долларов. По данным исследований за последние 5 лет максимальный годовой прирост цены золота составил 325 долларов. Для того чтобы преодолеть двухтысячный потолок потребуется очень важная причина. Впрочем, совокупность таких обстоятельств, как уязвимость мировой экономики, растущий азиатский спрос на драгоценные металлы, геополитическая неуравновешенность может преподнести любой сюрприз.