Дилерская деятельность. Закон о фондовом рынке определяет её как совершение операций по купли-продажи акций от своего имени и за собственный счёт путём публичного объявления стоимости покупки и/или продажи. Дилер несёт обязательство (при наличии соответствующих встречных заявок) купить и/или продать бумаги по объявленным ценам. Иными словами, выставив котировки по какой-либо бумаге (а дилер фондового рынка имеет право выставлять двусторонние котировки), дилер не может уклониться от сделки по этой бумаге.
Дилером может являться исключительно юридическое лицо – профессиональный участник фондового рынка с соответствующей лицензией. Обычно в российской практике дилер, брокер, а часто и управляющий ценными бумагами – одна и та же организация с аттестованными специалистами в штате, обладающая тремя видами лицензий (а нередко ещё и лицензией депозитария). Такая практика обусловлена тем, что суммарный объём клиентских (брокерских) операций обычно ничтожно мал по сравнению с рыночным оборотом по дилерским операциям. Одни только клиентские заявки не обеспечат рентабельного существования даже крупной инвестиционной компании. Это вызвано постоянным недостатком крупных непрофессиональных инвесторов на российском фондовом рынке. Доход дилера определяется разницей цен продажи и покупки, и при больших объёмах сделок этот доход может оказаться немалым. Поскольку в России (традиционно) наиболее значительные денежные средства – у банков, то они и являются самыми крупными дилерами фондового рынка.
Дилеры (банки и крупные инвестиционные компании) – это основные операторы, “производители” рынка, профессиональные инвесторы; и они несут определённые обязательства по его поддержанию. Помимо дилерской лицензии, крупные операторы рынка стремятся получить статус уполномоченных дилеров на конкретном рынке, имеющих особые права.
Например, официальные дилеры Центробанка РФ на рынке государственных облигаций имеют определённые преимущества перед рядовыми участниками рынка (право держать двусторонние котировки, право 30-процентной квоты неконкурентных заявок от объёма выставляемых дилером заявок на первичный аукцион очередного выпуска госбумаг). Но они обязаны в то же время удерживать рынок от чрезмерного падения цен, например, не превышать установленный Центральным банком максимально возможный спрэд между двусторонними котировками. Кроме того, они обязаны выкупать на аукционе дилерский лимит, который определяет для них Центральный банк (в процентах от объёма выпуска). Аналогично дилеры, имеющие статус маркет-мейкеров на рынке акций (на ведущих российских биржах), и являясь членами Национальной ассоциации участников рынка акций (НАУФОР), согласно установленным этой ассоциацией правилам несут ряд обязательств по поддержанию рынка.